В такой сложной деятельности, как сфера управления персоналом принципы необходимо соблюдать, чтобы добиться максимального эффекта. Только тогда у вас получится добиться значительного прироста в прибыли за счет того, что каждый работник начнет выполнять свои должностные обязанности в большем объеме и качественнее. Поэтому каждый руководитель, который хочет начать управлять своими сотрудниками с пользой, должен изучить эти принципы.
Но в такой деятельности, как управление персоналом, нельзя начинать сразу же с изучения принципов. Прежде разберемся, как возникло понимание того, что работниками нужно правильно управлять.
В середине прошлого века некоторые компании пришли к такому уровню, когда в штате состояли уже тысячи человек, но постоянным увеличением штата фирмы не всегда получалось добиться повышения прибыли. Тогда и было решено, что нужно не только наращивать количество, но и качество, то есть повышать профессиональный уровень сотрудников, и таким образом организовывать их профессиональную деятельность, чтобы она приносила максимум пользы компании.
Но подошли к решению такой задачи в разных странах по-своему. Это связано с различным культурными и экономическими особенностями регионов. В данное время большинство специалистов выделяет три основные методики управления персоналом: европейскую, американскую и японскую. Есть и другие, менее распространенные. Так, например, некоторые исследователи выделяют в отдельную методику способы, которыми в СССР подходили к управлению коллективами. Но т.к. данная система в настоящее время не используется и вообще мало реализуема в обычно компании, на них останавливаться подробно не будем.
Что касается тех трех методик, которые уже перечислялись выше, то они тесно переплетаются с основной темой нашей работы. Дело в том, что принципы управления персоналом могут достаточно серьезно различаться в зависимости от того, по какой методике самое управление реализуется. Поэтому далее мы постараемся подробно остановиться на каждой из таких методик, указав именно те принципы, которые считаются в ней основными, а в конце подведем итог, отобрав те из них, которые актуальны для любого способа управления сотрудниками.
Начнем мы с американской системы, т. к. она является одной из самых распространенных в мире, в том числе и среди современных российских компаний. Сущность данной методики – индивидуализм работника. Каждый нацелен на личный результат. Каждый сотрудник несет персональную ответственность за все неудачи и получает награды за заслуги.
Данная система предусматривает несколько основных принципов, которыми должны руководствоваться руководители компаний при организации работы на их основе. Принципы следующие:
Это основные принципы работы с персоналом в американских компаниях. Они обусловлены культурой американской нации, основанной на индивидуализме. Эта система может приносить достаточно высокий уровень прибыли за счет своего использования, но в тоже время мало ориентирована на формирование лояльного к руководству компании коллектива, настроенного на долговременное с ней сотрудничество.
Практически диаметрально противоположными являются закономерности и принципы, на которых основывается японская модель управления персоналом. Она возникла в послевоенные годы как попытка придать толчок развитию японской экономики в тяжелые кризисные годы, когда крупные компании страны переживали значительный упадок. Некоторые специалисты утверждают, что японская модель управления персоналом была одним из факторов, который позволил этой стране пережить значительный экономический рост в течение нескольких последующих десятилетий.
Она основывается на следующих принципах:
Такими принципами руководствуются японские компании при управлении персоналом. В отличие от американской, данная система больше ориентирована на формирование коллектива и видит компанию как единый механизм, который приносит тем больше прибыли, чем лучше всего его части работают вместе.
Она в некоторой степени является синтезом двух предыдущих с добавлением некоторых элементов, на которых мы и остановимся поподробнее.
В первую очередь, это широкая либерализация прав работников, касающихся как трудоустройства, так и самого рабочего процесса.
Это не просто законы – сами европейские компании проводят подобную политику. Предполагается, что устроенные подобным образом компании будут приносить больше прибыли, ведь в них все будут работать на основе общего духа. Приветствуется свободное течение идей внутри компании. Для каждого сотрудника организуются наиболее комфортные рабочие условия.
В такой сфере, как управление персоналом, принципы значительно различаются в зависимости от того, по какой методике ведется данная деятельность. На нее и нужно ориентироваться в первую очередь.