Пути совершенствования системы управления персоналом

24 декабря 2015
Просмотров: 2700

Совершенствование системы управления персоналом — это важный этап в повышении эффективности бизнеса в современных условиях. Лозунг «Кадры решают все» всегда был важным элементом организации любой компании, предприятия, фирмы. Достаточно часто бывает так, что приняты все меры по техническому перевооружению, а ощутимого прогресса нет, и это определяется ошибками в управлении процессом. Анализ и совершенствование системы управления персоналом позволяет решить многие накопившиеся проблемы и направить бизнес в нужном направлении. Пути совершенствования управления персоналом на современном этапе становятся темой исследования многих мировых центров, что облегчает выбор направления формирования цельной системы.

Управление персоналом

Необходимость реорганизации

Важной задачей менеджмента любой компании является проведение постоянного анализа кадровой политики с целью своевременного определения момента, когда управление уже не соответствует современным требованиям.

Методы принятия управленческих решенийМожно выделить следующие признаки того, что совершенствование методов управления персоналом необходимо:

  1. Компания разрослась и требует формирования единой системы управления.
  2. Наблюдается рост численности персонала при отсутствии роста экономических показателей.
  3. Отсутствие инициативы работников в развитии компании, связанное с отсутствием заинтересованности.
  4. Отсутствие кадровой политики, особенно при наборе персонала.
  5. Низкий уровень квалификации работников, проведение технического перевооружения.
  6. Недовольство работников сложившимися взаимоотношениями, системой профессионального роста, методами оплаты труда и т.д.
  7. Плохая адаптация новых работников и повышенная текучка кадров.

Если подобные проблемы приобретают хронический характер, то значит, что пришло время изменить управленческую стратегию и принципы взаимоотношений с персоналом, оптимизировать структуру, процессы и функции управления персоналом, изменить кадровую политику в части подбора кадров, обучения и повышения квалификации, отладить тактику мотивации и стимулирования и т.д.

Принципы реорганизации

Выбор направления совершенствования системы управления персоналом включает полноценный анализ существующей системы с целью определения основных причин торможения прогресса и определение путей реорганизации системы управления.

Анализ системы управления

Первый этап реорганизации связан с проведением полного и объективного анализа всей существующей системы управления и выработки основных подходов.

Методы управления персоналомВ целом, на этом этапе могут применяться следующие методы и основные направления:

  1. Системный анализ рассматривает всю структуру в целом: задачи, функции, организационная структура, кадровая политика, техническое оснащение управления, информационное обеспечение, методы руководства. Строится общая взаимосвязанная картина.
  2. Декомпозиция, наоборот, основывается на разделении сложных проблем на более простые задачи. Вся система делится на подсистемы, подсистемы — на функции, функции — на процедуры, процедуры — на операции.
  3. Последовательная подстановка исследует влияние отдельных факторов развития фирмы на управленческую систему с учетом внешних воздействий.
  4. Структуризация целей проверяет соответствие методов управления конкретным задачам компании. Изучается рациональная система управления на основе анализа целей: формируется их иерархия, определяется ответственность каждого работника за конечные результаты, исключается дублирование в работе.
  5. Экспертно-аналитический метод предусматривает привлечение к анализу и выбору путей реорганизации высококвалифицированных специалистов-экспертов.
  6. Нормативный подход основан на нормативах для выбора типа управления, численности персонала, разделения функций и системы оплаты труда.
  7. Параметрический метод определяет соответствие параметров системы управления параметрам производственной системы в форме нормирования их функциональной взаимозависимости.
  8. Функционально-стоимостный анализ выявляет наименее затратный способ управления при обеспечении получения необходимых конечных результатов — исключаются лишние и дублирующие функции; функции нужные, но не исполняющиеся в реальных условиях; уточняется необходимая степень централизации.
  9. Метод главных компонентов позволяет оценивать эффективность системы по одному единственному показателю.
  10. Балансовый способ определяет соответствие проведений управленческих функций со временем, отпущенным для этого — включает технологические карты, эскизы рабочего места и т.д.
  11. Корреляционный метод совершенствования системы управления персоналом на предприятии или фирме уточняет связь между численностью персонала и влияющими на работу факторами.
  12. Метод опыта базируется на анализе опыта лучших периодов в деятельности коллектива и практики работы аналогичных компаний.
  13. Метод аналогий опирается на типовые решения, вырабатываемые для развития бизнеса.
  14. Творческие совещания основываются на коллективном способе решения проблемы. Максимально используется потенциал идей и путей совершенствования системы управления.
  15. Метод опроса предусматривает поиск решения проблемы реорганизации путем наводящих вопросов, подготавливаемых профессиональными службами.

Направления реорганизации

Совершенствование технологии выработки решений по управлению персоналом может направляться следующими основными путями: повышение качества кадровой политики, оптимизация системы заинтересованности и мотивации, формирование наиболее эффективной структуры управления.

Кадровая политика

Кадровая политикаПравильная кадровая политика основывается на таких основных принципах: планирование потребности и способов обеспечения кадрового ресурса в процессе развития компании; набор квалифицированных работников; обеспечение адаптации и профессиональной ориентации новичков в коллективе; проведение обучения и повышения квалификации работников с целью овладения более прогрессивными технологиями; исключение текучести кадров.

Планирование кадрового состава является важным этапом совершенствования системы управления. План должен составляться с учетом основных направлений развития компании с выявлением потребности в конкретных специальностях работников по периодам. Важно обеспечить «подушку безопасности», т.е. резерв потенциальных сотрудников. В этом направлении целесообразно работать с ВУЗами, колледжами, школами.

Набор штата должен основываться исключительно на личных качествах претендента — образование, интеллект, квалификация, коммуникабельность и т.д. Ключевым способом подбора персонала должна стать конкурсная основа.

Анализ кадровой политикиКонкурсный отбор основывается на широкой информативности (интернет, объявления, телевидение, газеты и т.д.), открытости и объективности. Оценивать претендента должна профессиональная комиссия по таким качествам: профессионализм, креативность, нетрадиционное мышление, мобильность, желание совершенствоваться и т.д.

Работа с новичками требует определенных усилий для их адаптации. Прежде всего находит широкое применение испытательный срок, когда новичок должен показать на практике свои способности. Важный элемент — стажировка, т.е. закрепление за новым работником опытного специалиста, который поможет ускорить период адаптации и освоения профессиональной ориентации.

Развитие компании подразумевает постоянное освоение научно-технических новшеств. Естественно, что обеспечение современного уровня производства невозможно без повышения квалификации персонала, в т.ч. занятого в сфере управления. Важно организовать систему обучения и переподготовки на основе изучения передового опыта.

Распространенный вариант — обмен опытом на семинарах, симпозиумах, форумах. Немаловажный этап — профессиональная аттестация работников.

Мотивация деятельности

Мотивация деятельностиРеальные пути совершенствования системы управления персоналом невозможны без обеспечения эффективных методов мотивации и заинтересованности в конечном результате труда. Давно известно, что лучшим способом стимулирования является метод «кнута и пряника». Если человек подходит к своей работе инициативно, творчески, профессионально, стремится к освоению новых технологий, то он должен ощутить заинтересованность в этом. Для оценки хорошей работы существуют разные методы: размер заработной платы, премиальная надбавка, карьерный рост. Возможны, конечно, и моральные способы стимулирования, но они значительно уступают материальной мотивации.

Одновременно с поощрительной системой стимулирования должна существовать система наказания за плохую работу. Особенно важна неизбежность наказания в сфере услуг, где конечный результат зависит от отношения к клиенту.

Многие фирмы обосновпнно практикуют ответственность за такие прегрешения, как опоздание, прогулы, грубое обращение с клиентом, брак при исполнении своих обязанностей. За такие проступки могут назначаться разные меры воздействия: система штрафов, лишение премии, дисциплинарные взыскания.

При внедрении мотивационного комплекса важную роль играет справедливая и открытая программа оценки качества труда. Это не должно быть тайным вручением конверта в кабинете начальника. Каждый сотрудник должен знать критерии оценки и даже планировать поощрение.

Автор:
Оцените статью:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Нет голосов)
Загрузка...
КОММЕНТАРИИ