Чтобы грамотно составить приказ о наказании работника, образец, относящийся к важным составляющим работы кадровой службы предприятия, нужно изучить. Потому как любое дисциплинарное взыскание в отношении сотрудника компании должно быть правильно и качественно оформлено, задокументировано в том виде, который требуется действующими нормами и регламентами.
Почему такому, казалось, “незначительному” моменту, который можно было бы отнести к рядовым случаям повседневного рабочего процесса, уделяется повышенное внимание? Здесь надо сказать, что кадровая деятельность в целом и дисциплинарные наказания работников в частности – это прекрасная лакмусовая бумажка, индикатор развития предприятия. И это также один из важнейших показателей уровня социальной ответственности руководства организации.
В каком случае член трудового коллектива может подвергнуться наказанию? Для того чтобы ответить на данный вопрос, стоит сказать, что существуют несколько видов дисциплинарных взысканий. Это, во-первых, замечание, во-вторых, выговор, в-третьих, увольнение.
Понятно, что первая форма наказания – самая легкая (относительно, конечно). Она часто применяется к так называемым новичкам в коллективе. Это хороший пример для того, чтобы продемонстрировать нерадивому специалисту и всем остальным сотрудникам мобильную реакцию руководства на возможные огрехи подчиненных. Это прекрасный способ повысить качество и эффективность выполняемой коллективом работы (потому как небольшое и разумное наказание часто стимулирует работников к повышению производительности труда, более тщательному выполнению своих обязанностей).
Что касается выговора, то это уже более серьезная форма выражения недовольства работником со стороны руководства организации (это сигнал к тому, что сотруднику следует пересмотреть свое отношение к работе и выполнять свои должностные обязанности более качественно и тщательно).
Увольнение – это крайняя мера, на которую приходится идти топ-менеджменту предприятий, реагируя на не соответствующую требованиям работу членов коллектива.
Действительно, за что конкретно сотрудник может получить дисциплинарное взыскание? Перечислим наиболее распространенные примеры из практики предприятий:
Вместе с тем руководству и представителям кадровой службы необходимо четко понимать следующий важный момент. Перед тем как будет принято решение о выпуске приказа, за которым последует наказание работника, следует выяснить все причины допущенного поведения. Каким образом это сделать? Конечно же, будет верно, если с сотрудником проведут соответствующий разговор, в ходе которого будут установлены причины и предпосылки сложившейся негативной ситуации.
В случае если работник сможет вразумительно объяснить истинные причины допущенных нарушений и предоставить доказательства своей невиновности (или лишь косвенной вины), например, на основании болезни, руководству рекомендуется более тщательно изучить все обстоятельства и вынести единственно правильное решение. Хорошо, если в такой ситуации к рассмотрению всех деталей и вопросов будет подключен непосредственный руководитель провинившегося сотрудника (к примеру мастер или начальник подразделения) и коллеги данного работника, которые помогут составить полную картину произошедшего.
Такой комплексный подход поможет досконально разобраться во всех деталях. На его основе будет вынесено действительно адекватное окончательное решение.
Кстати, это сыграет хорошую службу и самому руководству предприятия. Коллектив будет видеть то, как скрупулезно руководители разбираются в произошедшем, не допуская “самодурства” и скоропалительных выводов. Это повысит уровень доверия к топ-менеджменту и улучшит корпоративный климат.
Итак, как правильно оформить приказ данного типа? Примерный образец составления приказа таков.
Перед вами лежит соответствующий бланк. Начинаем его заполнение:
Зачастую случается так, что новый работник, заступая на должность, не проходит процедур тщательного ознакомления с внутренними правилами организации.
Да, ему рассказывают о должностных обязанностях, о том, какие задачи ему предстоит выполнять. Но при этом весьма часто не проводится инструктаж, в ходе которого сотрудник был бы ознакомлен с теми правилами и регламентами, которые установлены в рамках компании, особенно касающимися дисциплинарных взысканий.
Даже если такие инструктажи и проводятся, они похожи на “праздные разговоры” о том, что нужно не опаздывать на работу, выполнять свои обязанности, вовремя возвращаться после обеденного перерыва. Но вот конкретных указаний по поводу того, какие виды дисциплинарных нарушений существуют и какие наказания для них предусмотрены, работник, как правило, не получает.
В результате фактически частично виновным в том, что сотрудник допустил то или иное нарушение, оказывается представитель кадровой службы (или тот представитель трудового коллектива, который выполняет обязанности проведения начального инструктажа с вновь приходящими сотрудниками). Однако вину полностью возлагают на провинившегося, не принимая во внимание тот факт, что работник просто не был ознакомлен с соответствующими внутренними нормами и правилами.
Руководству организаций и представителям кадровых служб стоит особенно принять во внимание данный значимый фактор, обеспечивать качественную превентивную подготовку работников, заступающих на службу.