Концепция управления персоналом включает в себя целый ряд аспектов, которые помогают сделать коллектив более сплоченным и работоспособным. Во многом успех и благополучие предприятия зависят от персонала. Безусловно, внешние факторы, такие как общая экономическая ситуация в стране, глобальный экономический кризис, не могут не отразиться на оборотах компаний как малого, так и среднего и крупного бизнеса. Но тем не менее одним из важнейших условий благосостояния предприятия является все-таки качество персонала в нем.
Поэтому крайне важно для руководителя найти такие основные гуманистические подходы к управлению персоналом, при которых каждый участник бизнес-процесса получит выгоду для себя.
Существуют определенные теории управления персоналом. Это определение скрывает за собой систему, совокупность методов распределения труда и организации производства. За долгое время они видоизменялись, одни замещали другие. Это привело к тому, что сейчас существуют разные подходы в управлении персоналом.
Технократический подход к управлению персоналом характеризуется строгим контролем, разделением крупных задач на более простые элементы, материальным поощрением при отличной работе. Именно на нем базируются классические теории. Современные подходы к управлению персоналом по-другому смотрят на персонал. Для них это не просто группа людей, которая выполняет важные задания, а не менее важная часть всего процесса. Они ценят человеческий капитал: знания, профессиональный опыт и многое другое. Таким образом, эволюция теории управления привела к возникновению других подходов:
На самом деле это очень глубокий и достаточно сложный вопрос: каким образом управлять персоналом и какие концепции, основные подходы к управлению персоналом подойдут лучше всего? Каждый человек – индивидуальность и личность, и порой к разным людям нужно выработать определенный подход. Но как бы ни было сложно, сделать это руководителю все равно придется, так как он, как никто другой, заинтересован в успехе своих начинаний.
Теоретические аспекты управления персоналом включают в себя несколько правил, которые руководитель, будь то владелец бизнеса или же наемный управленец, обязан соблюдать:
Основные современные концепции управления персоналом выделяют три способа взаимодействия с подчиненным. Руководителю можно выбрать для себя один или чередовать способы: обучить человека делать то, что нужно руководителю; просто уволить человека, не соответствующего требованиям компании; только наблюдать за посредственностью и неадекватностью действий сотрудников. Думается, что последний способ все-таки несвойствен прирожденному управленцу и просто хорошему руководителю, так как в результате таких действий фирма придет в упадок. Поэтому остаются два первых способа, которые возможно применить. Нельзя отбрасывать факт увольнения сотрудника, так как бывает, что порой, в силу большого количества причин, научить подчиненного чему-либо становится просто невозможно. И если высказаться коротко, то неспособных следует выгонять, а способных – обучить, наблюдать, как быстро стала расти компания.
В таких вопросах, помимо основных концепций управления персоналом, важен и эмоциональный настрой руководства. Не следует использовать принципы жесткой игры и исполнять роль сурового начальника.
Существует золотое правило, которому должен следовать руководитель в отношениях с подчиненными: поступать с людьми так, как хотите, чтобы относились к вам. Поэтому если подойти с уважением, без лишней эмоциональности, то получится самую тяжелую проблему превратить в рабочий момент. Поведение руководства в первую очередь должно быть достойным, несмотря на то что некоторые их действия тяжелы эмоционально и не приносят никакого удовольствия.
Важно уметь разбираться в людях и при найме суметь разглядеть в человеке истинного победителя. Причем прирожденные лидеры – это не обязательно категория менеджеров и управленцев. Отличный дворник выполняет свою работу раньше, лучше, качественнее других.
Поэтому следует принимать на работу только тех, кто может повысить эмоциональный, экономический потенциал предприятия, так как посредственность очень заразна и молниеносно распространяется в коллективе.
Человек, заряженный энтузиазмом, энергией, желанием, сделает в 2-3 раза больше той работы, которая ему поручена. Такой сотрудник поистине бесценный для компании. Таким людям уготовано сыграть решающую роль в развитии предприятия. Чем больше в человеке таких важных качеств, как добросовестность, отзывчивость, профессионализм, тем больше плюсов он принесет компании. Да, сотрудники с лидерскими качествами, возможно, обходятся для предприятия несколько дороже, так как для них просто необходимы внеплановые материальные поощрения и премии, но ведь и отдача от них намного ощутимее. Ими зачастую сложнее управлять, так как за их нескончаемым потоком энергии не каждый руководитель сможет угнаться, они не стоят на месте, не тратят времени в ожидании, когда все его догонят. Сотрудники этой категории требуют к себе больше внимания.
Бывает, что хорошие сотрудники начинают работать плохо. Этому может служить много причин, как личных социально-психологических (наркотическая и алкогольная зависимость, депрессия, семейные проблемы, напряженное психическое состояние, чрезмерный азарт к развлечениям и автоматам), так и материальных (долги перед людьми). Эти причины пагубны и опасны и для сотрудника и, соответственно, для предприятия.
Чем раньше грамотный руководитель сможет вычислить, что именно послужило причиной тому, что у активного, энергичного сотрудника вдруг пропал блеск в глазах, либо что заставило абсолютно порядочного человека совершить должностное преступление. И надо ясно понять, что здесь не обошлось без одной из этих вышеперечисленных причин, причем эти проблемы могут коснуться не лично самого сотрудника, а его близких друзей или родственников.
В такой ситуации руководителю нужно постараться стать психологом, найти причину проблемы. И чем быстрее руководитель определится с причиной, тем оперативнее сможет добиться лучших результатов для компании.
В заключение хочется отметить, что персонал и руководитель – это целостный живой организм под названием предприятие. От руководителя в большинстве и от каждого сотрудника чуть менее зависят развитие и рост организации.
Только системный, грамотный подход к управлению персоналом поможет руководителю вывести предприятие на новые вершины, а знание и использование современных методов организации труда лишь помогут ему.