Доступ к информационному ресурсу ограничен на основании Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Access to information resources is restricted on the basis of the Federal Law «On Information, Information Technologies and Protection of Information».

Посмотреть причину блокировки

Положение о персонале: документ и его особенности, как ведется положение в организациях (видео)

Что такое положение о персонале?

02 февраля 2016
Просмотров: 3798

Одним из способов регуляции взаимоотношений внутри компании между руководством и сотрудниками является положение о персонале – внутренний нормативный документ. В России данное понятие возникло относительно недавно.

Составление положения о персонале

Документ и его особенности

После распада СССР возникла необходимость в новых методах регуляции трудовых отношений, ведь прежние “умерли” вместе с коммунистической системой. Да и не подходили те правила, созданные для государственных структур, тем, кто работал на частных компаниях.

Формирование структуры персоналаОдной из основных целей создания положения о персонале было сделать внутреннюю структуру компании гибкой и устойчивой к внешним и внутренним потрясениям. В условиях сегодняшнего рынка, когда любая организация постоянно сталкивается с вызовами, требуется сделать так, чтобы штат работников был готов мгновенно адаптироваться и решать любые поставленные задачи, не просто избегая убытка, но и принося прибыль в большинстве ситуаций. Именно с этой целью примерно с 1994 года крупные российские фирмы, в том числе и государственные, начинают вводить положение о персонале. Сегодня оно распространено повсеместно. Такого рода документы существуют уже в средних и даже совсем небольших компаниях.

Несмотря на то что данный документ был заимствован из западной предпринимательской практики, он быстро оброс изменениями, которые были внесены с целью отражения российских реалий.

Как ведется положение в организациях?

Есть 3 основных формы введения в компании различных нормативных актов, которые регулируют внутренние отношения сотрудников и руководства:

  1. Создаются только правила внутреннего распорядка, которые включаются в себя рабочее расписание и некоторые другие аспекты.
  2. Правила внутреннего распорядка дополняются положением о персонале.
  3. Существует только положение о персонале.

Типовая структура положенияЕсли был выбран первый вариант, то к современным условиям адаптируются те правила, которые были описаны еще в 1984 году, в постановлении Государственного комитета труда СССР №213. Несмотря на то что данный документ был принят еще в СССР, его положения не конфликтуют с нормами современного Трудового кодекса.

Во втором же случае указанные выше нормы Госкомтруда дополняются путем создания положения о персонале. В данном случае сотрудникам компании будет необходимо создать достаточно сложный документ, а именно это самое положение. Что оно должно включать в себя? Это описание корпоративных норм и правил поведения, учитывающее взаимоотношения как между сотрудниками, так и работников с руководителями организаций, что является одним из основных направлений в структуре большинства подобных документов.

В большинстве случаев в начале такого документа идет описание принятых в данной компании норм и правил поведения, включающих в себя разные характеристики. Часто они носят достаточно образный характер, но, как показывает практика, чем более конкретным является положение о персонале, тем оно более эффективно.

Чем руководствуется положение?

Обязанности персоналаДля того чтобы ценности, декларируемые данным внутренним актом компании, были не просто голословными, положение еще должно включать в себя инструменты того, как они должны претворяться в жизнь. Обычно под инструментами понимаются и используются различные меры дисциплинарного характера, такие как премии и их лишение, различные штрафы и т. п.

Но чтобы данная система была действительно эффективной, современная наука об управлении персоналом рекомендует сделать ее обоюдной. То есть не только сотрудники должны выполнять определенные обязанности и нести наказание за их невыполнение, но и должны быть прописаны возможности воздействия на руководство организации, хотя бы теоретически, даже если на практике не предполагается их реальное исполнение. Ведь при однобоком, направленном лишь на подавление сотрудников документе легко вызвать негативную реакцию от сотрудников, а значит, он быстро станет неэффективен и не выполнит одну из своих главных задач – не сделает штат компании гибким и адаптивным к изменяющимся условиями ведения бизнеса.

При этом если реализуется второй подход, то положение не должно вступать в конфликт с правилами внутреннего распорядка.

Составление правил распорядкаОни же в данном случае будут выступать как правовая база того, как должны управляться трудовые отношения в данном коллективе. Если говорить обобщенно, то правила являются более грубым и прямым инструментом контроля деятельности сотрудников компании, тогда как положение носит более общий и идеологический характер, направленный на формирование корпоративного духа и этики в организации. В этом его аналогом является коллективный договор.

В качестве основы для разработки данного документы обычно используется типовой образец, который был создан в 1994 году двумя государственными органами, а именно Госкомимуществом и РФФИ, и рекомендован для использования всеми типами акционерных обществ, существовавших в то время. Нужно понимать, что это лишь рекомендованная, а не обязательная форма, поэтому руководство компании, если полагает это нужным, может взять за основу другой документ. Например, соответствующие примеры этих документов, принятых в крупных зарубежных (в первую очередь западных) организациях.

Какие правила необходимо соблюдать?

При этом к содержанию есть несколько основных требований. В первую очередь документ не должен нарушать существующих норм законодательства. К сожалению, нередко руководство предприятия забывает внимательно прочесть Трудовой кодекс, прежде чем принимать такой важный документ, как положение о персонале, и вносит в этот локальный акт такие требования к сотрудникам, которые являются прямым нарушением закона и прав работников.

К примеру, особенно частыми являются нарушения в такой области, как время обеденного отдыха сотрудников. Несмотря на то что в законе четко прописано, кто, сколько и когда должен отдыхать, работодатели часто пренебрегают этим временем. Например, частым явлением в некоторых российских компаниях в последние годы стало внесение в положение о персонале такого условия, как лишение обеденного перерыва за опоздание на определенный срок. Это является грубым нарушением закона.

http:

То же касается и требований к отношениям между сотрудниками и работодателями. Прежде чем начинать написание положения о персонале, необходимо внимательно изучить Трудовой кодекс. Чаще всего проблемы в данной области возникают в тех ситуациях, когда созданием данного локального акта компании занимается не опытный специалист по персоналу, а сам руководитель, не обладающий должным опытом и знаниями.

Как уже сказано выше, положение о персонале имеет несколько общих черт с коллективным договором, но все же серьезно от него отличается. В первую очередь отличие состоит в степени ответственности работодателя. Хотя выше и говорилось о том, что для здоровой атмосферы в коллективе стоит включить в положение ряд требований к руководителям, на практике они редко реализуются. Тогда как коллективный договор, носящий строгий официальный юридический статус, обязателен к исполнению всеми его участниками, в том числе и компанией, отчего в определенных ситуациях может играть на руку именно работникам.

http:

Положение о персонале не обязательно должно предполагать создание профсоюзных организаций и других форм представления интересов работника. В большинстве случаев в роли арбитра между работодателями и работниками выступает кадровая служба или специалист по персоналу. Как показывает практика, такие работники чаще всего становятся на сторону руководства при спорах, ведь именно организацией им выплачивается зарплата. Особенно это удобно в небольших компаниях, где создание профсоюза несет дополнительные затраты, в том числе и для руководства. Но нужно помнить, что запретить создание профсоюзных организаций работодатель не имеет права.

В целом можно сказать, что создавать положение о персонале должны те организации, которые еще не имеют большого штата, но нацелены на рост и развитие, а также формирование костяка постоянных сотрудников.

Автор:
Оцените статью:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Нет голосов)
Загрузка...
КОММЕНТАРИИ